Материал посвящен личному выбору студента: учиться для получения диплома или для получения знаний. В качестве базы используется личный опыт получения второго высшего образования заочно.
Для многих этот вопрос покажется странным, хотя ответы у всех, на самом деле, отличаются.
Ответ первый – «Мне!» Наверное, он и самый правильный, ведь с самого детства нам говорят: «Знания-то тебе нужны, а не учителю!» Жизнь, как правило, это подтверждает.
Ответ второй – «Родителям!» Да, и такое тоже встречается. Получают люди с такой мотивацией корочки и откладывают их в долгий ящик.
Ответ третий – «Армии!» Он непосредственно касается студентов мужского пола, ибо для многих служит причиной для продолжения образования.
Ответ четвертый – «Экзаменационной комиссии!» Это она, мол, будет следить за правильным оформлением, задавать страшные вопросы, допрашивать на защите и пытаться, во что бы то ни стало, завалить.
Ответ пятый – «Работодателю!» Редко встречается, но есть. Так, например, если студент уже работает по специальности, то некоторые работодатели пытаются получить от этого максимум пользы.Они «заказывают» определенную тему студенту. Он её исследует, разрабатывает предложения, изучает опыт других фирм (естественно, абсолютно бесплатно). А потом фирма под эту дипломную работу начинает развивать новое направление деятельности.
Ответ пятый – «Никому!»
Вот пятому ответу я бы и хотел посвятить свой материал. Сразу оговорюсь, что речь пойдёт о получении образования заочно, чтобы ничем не обидеть бедных и постоянно голодных студентов-очников (сам таким был).
1. Шесть лет никому ничего не надо В этом году я окончил институт (второй по счету) и получил в свою коллекцию ещё один диплом о «вышке». Не буду называть специальности, по которым обучался (ибо это не имеет отношения к проблеме), скажу лишь, что обе гуманитарные, и, что в первом институте учился очно, а во втором - заочно.
Все, конечно, знают, что «очка» и «заочка» - это как небо и земля. Я без тени сомнения готов это подтвердить. Но, вроде бы, цель-то у них должна быть одна – подготовка специалистов. Нам, естественно, ещё на первом курсе заочки говорили: «Дополнительно к каждому часу работы с преподавателем вы должны 10 часов работать самостоятельно».
Интересно, кто-нибудь это выполнял? В моей группе таких не было. Сам я особо не напрягался: иногда перечитывал лекции, писал курсовые работы, тесты… На первом курсе пытался, конечно, читать дополнительно методическую литературу, но когда понял, что большинству преподавателей ничего этого не надо, то и не стал особо стараться, тем более, что у меня очень много времени отнимало очное обучение в другом институте. Так я проучился (на бумаге) 6 лет. Наступила пора писать дипломную работу…
2. Руководителю дипломная работа не нужна Так как я только за год перед этим уже писал одну дипломную работу, то к этой решил подойти более основательно, решил проверить свои собственные силы. Нашел актуальную, но совершенно не разработанную тему на стыке двух полученных мною специальностей (только её поиски у меня заняли 4 месяца), согласовал её с руководителем дипломной работы (вернее, он просто махнул рукой на мой вопрос) и начал «копаться».
Так как тема была совершенно новой, то всё собиралось по крупицам. Литературу искал везде: библиотеки, Интернет, юридические справочные системы, несколько книг заказал через Интернет в Москве, а за некоторыми пришлось туда даже и съездить. План работы корректировался чуть ли ни ежедневно. Составлял оригинальные схемы, разрабатывал методики, проводил классификации, вводил новые определения.
С одной стороны, меня согревала мысль о том, что я разрабатываю новую тему, занимаюсь своеобразным творчеством, делаю свои выводы по различным вопросам.
А с другой, я боялся сделать что-нибудь не так, боялся «перемудрить», написать глупостей и заново «изобрести велосипед». Я был настолько поглощен работой, что заведомо пропустил все промежуточные сроки её сдачи, ведь даже окончательного варианта содержания у меня не было. Но, к моему удивлению, звонка от руководителя диплома не поступило. Не было звонков и другим моим однокурсникам, которые так же не успевали подготовить работу.
Я продолжал разрабатывать тему, но уже тогда у меня возникли подозрения, что дипломную работу кроме меня никто ни перед, ни во время защиты читать не будет. На одной из встреч с руководителем (которого, кстати, самостоятельно выбрать нам не дали), он объяснил нам, как правильно оформить работу, посоветовал, как лучше заказать дипломную работу (!), и дал адрес своей электронной почты, чтобы мы скинули тексты наших работ для согласования.
Когда практически всё было готово, текст я отправил, но ответ получил следующий: «Приезжайте на консультацию такого-то числа». Я распечатал работу, подчеркнул в ней спорные места и поехал. Скажу сразу, что он ничего не открывал, лишь покрутил в руках пачку листов с моим текстом и отдал сразу обратно, сказав, что всё нормально, и попросив, чтобы я ему написал вопросы, какие он мог бы мне задать на защите (!).
Больше руководителя я не видел. Ему-то моя дипломная работа точно была не нужна. Через неделю я привез ту же самую работу и под роспись отдал секретарю.
3. Экзаменационной комиссии она тоже не нужна. Наступил день защиты. Как полагается, все мы были с пакетами и коробками угощений и цветов для экзаменационной комиссии. Это уже даже не традиция, а, скорее, необходимость.
А как же? Не подмаслишь - не поедешь. Конечно, все мы подготовили раздаточные материалы со схемами и таблицами, иллюстрирующими наши труды, речи, ответы на возможные вопросы. Было в комиссии пять человек. Председатель всем только улыбался и задавал элементарные вопросы.
Трое молчали, хотя один из них иногда всё-таки просыпался, чтобы задать какой-нибудь стандартный вопрос. Зато пятый член комиссии отрывался по полной программе, пытаясь вывести всех на чистую воду. Он просто уверен был, что никто из нас не то, что дипломную работу сам не писал, но и даже не открывал её. Его вопросы более походили на пытку следователя, причем довольно обидную.
Мне тоже не удалось избежать уколов. Экзаменатора явно огорчило, что я легко ориентировался в своей работе, а ему тема была незнакома, и приходилось вопросы высасывать из пальца. Но разве будешь портить отношения с членом экзаменационной комиссии? Я старался отвечать наиболее полно и точно, но вопросы не заканчивались. Его коллеги уже стали улыбаться, а кто-то из них мне даже подмигнул, как бы говоря: «Не переживай! Всё хорошо!» Председатель комиссии с усмешкой протянул мою дипломную работу не собирающемуся отступать экзаменатору. - На! Посмотри работу-то!
- Не надо мне! Я только детективы читаю и про любовь! – ответил расстроенный «следователь». В итоге я всё-таки получил свою пятерку, но работу мою снова не открыли, да и вопросов непосредственно по разработанной мной теме я не услышал.
Не нужно было это ничего экзаменационной комиссии. Стоит отметить, что все прибывшие на защиту, получили положительные оценки. Следовательно, комиссии нужен был лишь факт наличия пачки бумаг с титульным листом, на котором бы была написана тема дипломной работы и фамилия студента.
4. Нужна ли она студентам? После защиты дипломной работы, как и полагается, мы всей группой поехали отмечать окончание учебы. Говорили о многом… Зашел разговор и о том, кто как свою работу готовил
А ведь были и те, кто и диплом-то свой до конца не дочитал. Им он был не нужен. Так закончилось шестилетнее обучение на заочке. Мне очень запомнился по этому поводу разговор двух моих однокурсников:
- Мне предлагали просто диплом купить и не учиться тут совсем, но я решил всё сделать честно, - сказал один.
- Да у нас так же и получилось… Отдавали каждый год деньги, ездили раза три в семестр на занятия и получили диплом. Ты вот многому научился?
- Нет.
- Ну вот, можно сказать, что и просто купили диплом, - пришли они к выводу. Им обоим дипломная работа нужна не была – один купил ранее кем-то сданную в другом институте, а другой заказал дипломную работу. Так как их работы вряд ли кто-то из экзаменаторов открывал большее количество раз, чем мою, то следует лишь один ответ на поставленный в заголовке вопрос. Лично я не жалею потраченного на подготовку дипломной работы времени, потому что я изначально ориентировался на первый ответ.
А какой ответ больше подходит вам?
Тэги: #Дипломная #Советы студентам